13 декабря 2018 года в ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России состоялся круглый стол «Организационные и методологические вопросы оказания помощи пациентам по профилю «гематология» в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», где главные внештатные специалисты гематологи, ведущие специалисты федеральных центров обсудили актуальные вопросы реализации национальных проектов и их влияние на развитие гематологической службы.

В приветственном слове, академик Стародубов Владимир Иванович, директор ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ, отметил, что решение множества вопросов организационно-методической поддержки специализированной службы находится в компетенции ЦНИИОИЗ, в том числе данные медицинской статистики, расчет потребностей в специалистах, стандарты и методики внедрения информационных систем. Поскольку гематология является частью онкологии, значительные финансовые вливания со стороны государства, направленные на борьбу с онкологическими заболеваниями, касаются и гематологической службы. Институт готов оказать поддержку во всех сферах организационно-методической деятельности службы: отчетности, вопросах маршрутизации и т. д., используя свои компетенции и накопленный опыт сбора и обработки статистических данных.

Заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санитарно-курортного дела Министерства здравоохранения РФ, Окунькова Елена Вячеславовна рассказала собравшимся о целях и задачах национального проекта «Здравоохранение»: основной документ проекта — Указ Президента, а ключевая цель — увеличение продолжительности жизни населения. Необходимо отметить, что проект «Здравоохранение» является одним из 14 приоритетных федеральных проектов РФ. Основная цель его реализации, — это снижение смертности, в том числе, от ЗНО. Достижение результата предполагается за счет обеспечения охвата населения профилактическими осмотрам, создания новых ФАПов, переоборудования медицинских организаций, развитие санитарной авиации, внедрение в медицине бережливых технологий (совместный проект с гос. корпорацией «Росатом») и защита прав пациента через офисы медицинских страховых компаний.

Одно из восьми приоритетных направлений, проект «Борьбы с онкологическими заболеваниями» нацелен на профилактику, лечение и раннюю диагностику ЗНО, организацию центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОПов), «онкопоиск», сопровождение пациента и улучшение доступа пациентов к лекарственной и химиотерапии. Кроме того, в рамках проекта, предполагается переоснащение 160 профильных и непрофильных медицинских организаций, на которое будет направлено 120 млрд. рублей. В программе утверждено создание 18 референсных центров для верификации диагнозов и повышения качества диагностики злокачественных новообразований. Начало переоснащения федеральных центров запланировано на 2020 год. Отдельно было отмечено, что значительные финансовые средства будут направлены на обеспечение выполнения клинических рекомендаций и сокращение дефицита средств на химиотерапевтические виды лечения в стационарах и дневных стационарах. В 2019 году на онкологию будет направлено 200 млрд. рублей (из них 70 млрд. рублей дополнительно), все финансовые средства пойдут через систему ОМС. Кроме того, реализация проекта предполагает оперативное управление рисками.

Таким образом, при реализации комплекса организационных мероприятий проекта «Борьбы с онкологическими заболеваниями» на период 2019-2024 гг. Министерство считает поставленные Президентом цели реализуемыми. Помимо проекта борьбы с онкологическими заболеваниями, частью национального проекта являются проекты по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями (снижение смертности, переоснащение 140 региональных сосудистых центров, реабилитация пациентов).

Следующим важным направлением была обозначена цифровизация здравоохранения. Это ключевая часть приоритетного национального проекта «Цифровой контур на основе ЕГИСЗ», который позволит обеспечить повышение качества информации, цифровое сопровождение процесса маршрутизации пациента, формирование МИС, соответствующие единым требования Министерства здравоохранения и создание системы мониторинга статистических данных по оказанию услуг иностранным гражданам.

Приоритетным является и проект, направленный на ликвидацию дефицита кадров в отрасли, в рамках которого планируется увеличить на 9% число врачей, внедрить методику дистанционного обучения и разработать интерактивные образовательные модули по профилям. Не менее важной задачей является разработка и введение системы контроля компетенций и навыков врача как до начала, так и во время его трудовой деятельности. Кроме того, предполагается дальнейшее развитие детского здравоохранения, которое подразумевает оснащение детских медицинских организаций по принципу бережливого производства и формирование системы маршрутизации.

Министерство планирует активную работу в сфере развития национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) — таким образом, предполагается возрождение роли головных федеральных центров по профилю, формирование замкнутого контура — системы внутреннего контроля качества медицинской помощи.

В своем выступлении академик Румянцев Александр Григорьевич рассказал специалистам о перспективах развития медицинской помощи по профилю «гематология» для детского населения: в настоящее время организовано 64 детских онкологических (из них 8 отделений в онкологических диспансерах) отделений. Исследовательская группа представляет достижения российской онкогематологии в мировом научном сообществе. Кроме того, выживаемость детского контингента значительно выросла, в течение 25 лет проведено 500 аллогенных трансплантаций в 6 центрах ТКМ, число центров трансплантации планируется увеличить до 10, используются новые способы лечения с применением иммунологических препаратов — нового класса препаратов. Помимо этого, в детской онкологии и гематологии удалось сформировать единые стандарты лечения и единые клинико-статистические группы, открыт и работает реабилитационный центр для выздоравливающих (разработано 13 тарифов КСГ), который позволяет принять более 3 тысяч детей, обеспечить жильем и питанием родителей. Александр Григорьевич отметил, что многие задачи возможно решить на региональном уровне, в том числе, проблемы орфанных заболеваний, но вопросы с обучением профильных специалистов необходимо решать на федеральном уровне.

Заведующая отделом экономики и ресурсного обеспечения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ, Обухова Ольга Валерьевна описала специалистам перспективы финансирования специализированной помощи в 2019 году, отметив, что на ближайшие годы сложилась благоприятная перспектива. Эксперт отметила интенсификацию профилактических мер, рост объемов специализированной помощи, наличие гематологического профиля в разделе 1 и 2 ВМП. В 2019 году появятся новые группы КСГ в онкологии. Для гематологии сохраняется возможность выделения подгрупп в будущем, и это текущая практика, основанная на предоставлении аргументированного экономического обоснования для определенной когорты пациентов. Ольга Валерьевна рассказала об обсуждении в Государственной думе изменения статуса клинических рекомендаций. Законопроект по статусу клинических рекомендаций прошел второе чтение, поэтому в ближайшее время иерархия нормативных документов и необходимость регулярного пересмотра и обновления клинических рекомендаций будет законодательно закреплена.

Далее, участники заслушали руководителя Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области, Плутницкого Андрея Николаевича. Докладчик отметил важность усовершенствования процессов в сфере государственного надзора и пояснил, что существуют актуальные показатели эффективности службы, которые можно и нужно мониторировать. Андрей Николаевич обратил внимание участников, что чем больше видов деятельности указано в лицензии медицинской организации, тем больше число проверок будет проводиться, и рекомендовал не оформлять дополнительные лицензии, которые не используются при оказании медицинской помощи. Эксперт представил типичные нарушения, влекущие ответственность медицинской организации (излишние направления для согласования лечения, не выписка лекарственных препаратов, размещение гематологических коек в отделениях терапии, превышение сроков ожидание диагностических и лечебных мероприятий, неэффективное использование высокотехнологичного оборудования).

Главный врач гематологической клиники немецкой сети «Гелиос» (Берлин), профессор Бертрам Гласс в своей презентации продемонстрировал структуру и организацию контроля качества гематологической помощи в Германии, отметив, что лечение пациента гематологического профиля осуществляется как частнопрактикующими врачами, так и специализированными отделениями частных, университетских или государственных клиник, имеющими соответствующую лицензию. Профессор также обратил внимание собравшихся на то, что, помимо жестких стандартов по оснащению клиник, Национальная ассоциация гематологов является разработчиком клинических рекомендаций, которые носят рекомендательный характер, в них описаны все нежелательные явления и доказанная клиническая эффективность методов лечения заболеваний крови. В Германии существует прямая взаимосвязь между возможностью применения высокотехнологичных методов лечения (ТКМ, высокодозная химиотерапия) и стандартом оснащения клиники, где разрешено использование этих методов, чтобы минимизировать риски летального исхода или тяжелых последствий для пациента. Стандартом кадровой обеспеченности гематологической службы Германии являются нормативы – 1,5 ставки среднего медицинского персонала/койку.

Страховая компания вправе отказать оплатить высокозатратную процедуру (ТКМ) в случае, если не были соблюдены стандарты исследований (25 исследований), клиника не соответствует требованиям по оснащению или квалификации специалистов, или имеет низкий рейтинг среди специалистов. Врач гематолог имеет право отклониться от стандарта и клинических рекомендаций, однако, это должно быть обосновано достаточно вескими причинами и встречается на практике редко.

В настоящее время все чаще применяются крайне дорогостоящие методы терапии гематологических заболеваний, стоимостью более 350 тысяч евро/инъекция, и применение подобных методов регулируется за счет:

  1. Лицензирования лекарственных препаратов в ЕС.
  2. Переговоров с производителем лекарственных препаратов о цене.
  3. Оценки эффективности новых схем лечения относительно ранее применяемых Национальным институтом качества (GBA), а также, деятельностью Комиссии по согласованию (INEK), описывающей высокие компетенции клиники, где такие методы могут применяться.

Заведующая отделением разработки информационно-автоматизированных комплексов ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ, Ларичева Ирина Владимировна рассказала собравшимся о цифровом контуре здравоохранения, отметив, что традиционно ЦНИИОИЗ уполномочен заниматься вопросами стандартизации ИАС в медицине и здравоохранении, и разработкой новых информационных систем в интересах федерального и региональных Минздравов. Ирина Владимировна отметила, что нормативно-правовая база, включая направление информатизации здравоохранения, требует обновления, в том числе порядки медицинской помощи, клинические рекомендации, описание регламентов и функциональных обязанностей новых участников – НМИЦ, ЦАОПов и референсных центров диагностики ЗНО.

Цифровой контур здравоохранения – совокупность федерального и региональных центров обработки данных, медицинских информационных систем медицинских организаций, к которым подключены все автоматизированные рабочие места медицинских работников, включая формирование первичной медицинской документации в форме электронных документов с возможностью учета медицинских услуг и соблюдения клинических рекомендаций, осуществление финансово-экономического планирования оказания медицинской помощи, а также обеспечение межведомственного информационного взаимодействия, государственных информационных систем субъектов Российской Федерации, включая централизованные системы (подсистемы), к которым подключены все медицинские организации субъекта РФ, обеспечивающих информационное взаимодействие между различными медицинскими организациями для обеспечения преемственности при оказании медицинской помощи.

Вторая часть мероприятия была посвящена представлению наилучших практик и опыта региональных гематологических служб.

С первым докладом выступила Самойлова Ольга Сергеевна, главный внештатный специалист гематолог Нижегородской области. В сообщении был представлен собственный опыт формирования способов оплаты медицинской помощи по профилю «гематология». Начиная с 2014 года в Нижегородской области был утвержден хороший тариф на койко-день, который увеличили до 24 000 рублей в 2015 году. В то же время, развитию службы мешают ограниченные объемы государственного задания, многие медицинские организации не лицензированы на проведение химиотерапии, а онкологическая служба не берет на себя пациентов и, таким образом, объемов медицинской помощи не хватает на численно увеличившийся контингент пациентов. Особо стоит проблема с дорогостоящими препаратами: коэффициент затратоемкости почти не изменился и практически не применяется коэффициент сложности курации. Однако врачи гематологи отделения владеют методикой расчета КСГ (по диагнозам и по прогнозу течения) и самостоятельно сдают данные в статистический отдел. Благодаря такому подходу в Нижегородской области доступны дорогостоящие методы лечения, но их строго квотируют. Были также отмечены проблемы: нехватка финансирования на исследования КТ и ЯМРТ, определенные сложности с диагностикой на уровне ПАО, консультационным приемом в поликлинике, лабораторной диагностикой.

Далее, главный внештатный гематолог Свердловской области Константинова Татьяна Семеновна рассказала о развитии гематологической службы в своем регионе. На территории действуют приказы по порядкам и маршрутизации пациентов гематологического профиля, есть возможность проводить ТКМ. В рамках применения системы КСГ существуют вопросы по оценке критериев качества, так специалисты не имеют возможности вводить данные в дополнительные ИАС. Для эффективной работы службы есть потребность в выделении подразделения главного инженера и решения вопроса кадрового вопроса, в части привлечения специалистов, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями. С другой стороны, гематологическая служба нуждается в создании организационно-методического отдела, существуют сложности в диагностике лимфом (хирурги), не выстроен междисциплинарный подход, нет современного стандарта оборудования и оснащения «якорных» гематологических отделений, что мешает обосновать необходимость их переоборудования.

Московский опыт регистрации и учета пациентов, а также успехи в повышении показателей выживаемости больных, достигнутых службой, представил главный внештатный специалист гематолог Департамента здравоохранения г. Москвы, Птушкин Вадим Вадимович. В настоящее время в Москве уже сформирована заявка, разработаны стандарты по профилю и продолжается работа, согласно рекомендации академика Румянцева А. Г.: «работать по протоколам и делать анализ результатов на большой популяции». Таким образом, были инициированы московские протоколы лечения, проанализированы результаты терапии 620 больных, выделены предикторы эффективности. Согласно данным государственного канцер регистра, данные смертности пациентов были хуже, чем в Европе, результативность лечения была также, не достаточной. Прорыв в результатах лечения в Москве произошел благодаря эффективной системе регистрации и организации разумного доступа к инновационным схемам лекарственной терапии, и особенно результат заметен на примере множественной миеломы, показатели лечения пациентов с ХМЛ сравнимы с аналогичными в странах Европейского союза.

Далее главный внештатный гематолог Волгоградской области Капланов Камиль Даниялович рассказал о собственных клинических наблюдениях, доступных благодаря отлаженной работе регистра пациентов гематологического профиля и государственного канцеррегистра Волгоградской области в целом, и о ряде сложностей с ведением регистра множественной миеломы (в частности, связанных с несвоевременностью исследований).

Свой региональный опыт представили Лебеденко Светлана Александровна, руководитель гематологического отделения ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая больница», и Кучма Галина Борисовна, главный внештатный гематолог Оренбургской области. Гематологи области активно ведут регистр пациентов с множественной миеломой, самостоятельно вносят все данные и недавно начали делать имунно-гистохимические исследования на базе областной клинической больницы и, что ожидаемо, сразу получили резкий рост заболеваемости. Из проблем специалисты отметили ограниченную возможность проводить пациентам ТКМ, трудности оплаты терапии с использованием новых лекарственных препаратов через региональные КСГ.

В завершении программы круглого стола был представлен опыт Хабаровского Края. С сообщением выступила Молоствова Валентина Захаровна, главный гематолог Дальневосточного федерального округа. Большая протяженность территории, низкая плотность населения, трудности маршрутизации пациентов, закрытие ведомств и муниципальных медицинских организаций создают дополнительные вызовы по достижению целевых показателей специализированной службы. Валентина Захаровна отмечает впечатляющий эффект от реализации целевой Краевой программы, на которую были выделены 108 млн рублей, в том числе на лекарственное обеспечение, качественные антибиотики и сопроводительную терапию. В результате в регионе отмечено снижение гематологической летальности вдвое, снижение процента осложнений, но программа закончилась и сейчас финансирование службы ограничено. В 2017 году в регионе инициировали новую программу с указанием целевых показателей, и достигли хороших показателей одногодичной летальности по лимфомам и лейкемиям, однако пятилетняя выживаемость намного хуже, поскольку не хватает лекарственных препаратов второй и третьей линии терапии.
При поддержке:

При информационной поддержке:

127254, г. Москва, ул. Руставели, д.10, корп.2, офис 14

Тел/факс +7 (499) 130-17-31

2018 © Copyright - Агентство содействия развитию здравоохранения
contact@sodzdrav.ru