С приветственным словом к участникам мероприятия выступил директор, академик РАН Владимир Иванович Стародубов. Владимир Иванович отметил, что в настоящее время идет активная работа по подготовке паспортов модернизации медицинских организаций, (одновременно 18 октября проходило селекторное совещание по ВКС Министерства здравоохранения с субъектами, посвященное вопросам совершенствования первичной МСП). Владимир Иванович уточнил, что активно обсуждаются направления повышения эффективности данных мероприятий, поскольку в нашей стране есть субъекты с хорошим уровнем финансирования (в т.ч. имеющие возможность направить дополнительные средства и на лекарственные препараты, и на медицинское оборудование, и на строительство объектов с хорошим оснащением), но, в большей части, органы управления здравоохранением вынуждены работать в условиях ограниченных ресурсов. В этих непростых условиях важно распределить ресурсы правильно, для планирования объемов помощи и закупок лекарственных препаратов, к примеру, необходимо вести регистры онкологических пациентов, отслеживать своевременность и эффективность лечения, обеспечить контроль маршрутизации лиц с подозрением на наличие ЗНО и онкологических больных.

Реализацию мероприятий по совершенствованию помощи пациентам онкологического профиля в рамках ФП «Борьба с онкологическими заболеваниями» будет обсуждать, в том числе, Проектный комитет НП «Здравоохранение» (заседание которого состоится 21.10.2019 года).

Далее слово было предоставлено директору общественного здравоохранения и организации медицинской помощи Национального института онкологии Франции (Institut National du Cancer) Жан-Батисту Мерику.

Г-н Мерик, представляя собравшимся доклад «Опыт реализации государственной противораковой программы Республики Франции», отметил следующие особенности здравоохранения Франции: численность населения Франции в 2018 году составила — 67 млн. человек, средний возраст смерти — 79 лет, основной причиной смерти являются онкологические заболевания, ключевая проблема — рак легкого  (первое место среди причин гибели больных). И, хотя показатель общей смертности постепенно снижается, это происходит крайне медленно. Республика принимает меры по борьбе с курением, злоупотреблением алкоголем, другими предотвратимыми рисками.

Докладчик отметил также, что Президент в настоящее время поддерживает выполнение Национальной программы, основой которого является функционирование Национального института рака — структуры, несущей ответственность и гарантирующей эффективность мероприятий (она включает около 150 сотрудников).

Кроме того, Институт обеспечивает координацию мероприятий, дает оценку их эффективности, готовит информацию для организаторов, врачей, пациентов, в том числе оценивает объем деятельности медицинских организаций в области онкологии, чтобы решить, следует ли оставить ей лицензию на оказание онкологической помощи. Национальная и региональная структура программы имеет следующую структуру: 17 региональных агентств находятся в подчинении Федерального МЗ, самим Институтом осуществляется надзор и оценка эффективности мероприятий; за 25% мероприятий  — ответственность несут региональные агентства. Также, на регулярной основе, проводятся рабочие совещания, в том числе, для обмена опытом. Существует система премирования региональных агентств за успешную реализацию мероприятий.

На первом этапе реализации Национальной программы противораковой борьбы были решены задачи:

  1. Реализация скрининга РМЖ,
  2. Организация междисциплинарных консилиумов на каждом этапе лечения (до сих пор результаты только 50% МДК фиксируются документально),
  3. Переход к персонализированной медицине,
  4. Мероприятия по борьбе с курением.

На втором этапе:

  1. Выдача лицензий на проведение противоопухолевого лечения только опытным клиникам (2200 лицензий было, стало 900),
  2. Совершенствование радиотерапевтических методов лечения: контроль методики и обучение/сертификация персонала,
  3. Внедрение национального скрининга РМЖ и КРР,
  4. Основание 8 центров компетенций,
  5. Развитие персональной медицины – обеспечено функционирование 28 платформ тестирования,
  6. Рост числа клинических исследований на 70%.

На 3 этапе плана, по итогам мероприятий 1,2 этапов, отмечен рост 5-летней выживаемости у женщин и мужчин, а также реализованы задачи:

  1. Продолжение борьбы с курением,
  2. Введение скрининга РШМ,
  3. Ограничение числа клиник, которые могут проводить Т-САr терапия (10),
  4. Получение пациентом права на забвение: пациент не обязан сообщать кредитным организациям, если прошло 10 и более лет от начала заболевания.

Спикер отметил и слабые стороны Национального проекта, существующие до сих пор:

  • Для ряда видов ЗНО результатов и улучшений нет,
  • Нет национального канцер регистра, система покрывает только треть страны,
  • Низкое покрытие по вакцинации ВПЧ девочек, а мальчиков не вакцинируют,
  • Чрезмерное употребление населением алкоголя,
  • Низкое качество жизни с раком, после лечения — моральное и социальное ухудшения, безработица среди пациентов.

Выводы, отмеченные докладчиком:

  • успехи в лечении и профилактике онкологии,
  • формирование предложения по  10-летней стратегии,
  • подтверждение предотвратимости 40% видов онкологии,
  • 2 из 3х пациентов могут полностью вернуться к нормальной жизни.

В заключении своего выступления г-н Мерик отметил общие проблемы французской противораковой программы: неравный доступ к возможностям лечения, сложности борьбы с агрессивными раками (малой выживаемостью), и предложил сотрудничество и обмен опытом между Францией и РФ. Французский эксперт рекомендовал концентрировать в крупных центрах центры хирургии ЗНО, а также идею, что 1 специалист-онколог должен быть в каждой клинике (во Франции большее число онкологов на единицу численности населения, чем в РФ).

Г-н Мерик  прокомментировал вопрос проведения скрининга рака легкого: существуют  исследования, где рекомендуют данное направление, например в США, однако – НдКТ – это

опасный вид исследования, лучше планировать для проведения подобного исследования те категории граждан, которые имеют выраженный риск развития ЗНО). Более 2 тыс. французов, по словам г-на Мерика,  участвуют в социальных опросах, открыто говорят о своей симптоматике, — таким образом становится проще выявить группу действительно высокого риска. Охват скринингом РМЖ женского населения в настоящее время составляет 50% и более, скрининг РШМ — около 70% пациентов из бедных слоев населения, которым, в том числе, проводится тест на ВПЧ. Такие методики рекомендованы недавно.

В продолжение научной программы совещания выступила Ольга Валерьевна Обухова, заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ. Ольга Валерьевна рассказала собравшимся участникам о перспективах финансирования специализированной медицинской помощи в 2020 году.

Эксперт отметила:

  • Рекомендацию ПГГ 2020 г. не допускать применения понижающих коэффициентов для МО, оказывающих МП онкологическим больным (в том числе, для ЦАОП),
  • Рекомендации по выделению тарифов для диагностических исследований, в том числе, проведение молекулярно-генетического исследования,
  • Оплату врачу за выявленные случаи ранних ЗНО,
  • Увеличение количества групп ВМП, например, протонная терапия.

В заключение своего выступления, Ольга Валерьевна предложила профессиональному сообществу онкологов предложить инструмент для оценки эффективности лечения ЗНО.

С сообщением «Региональные  программы в области онкологии – инструмент совершенствования организации и оказания качественной и доступной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями» выступил Владимир Константинович Скоробогатов, советник директора по развитию АО «Швабе Москва».

«Вопросы скрининга ЗНО: рекомендации ВОЗ 2019» осветил Антон Алексеевич Барчук, исполнительный директор Ассоциации онкологов Северо-Западного Федерального округа, научный сотрудник ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» МЗ РФ, особо отметив условия обеспечения эффективности скрининговых национальных программ:

  • Популяционный скрининг,
  • Использование только индивидуальных приглашений,
  • Охват более 70% населения страны,
  • Эффективная система мониторинга и оценки (регистр),
  • Формализованные критерии качества исследования.

Кроме 3х известных скринингов (РШМ, РМЖ и КРР) — по заключению ВОЗ, не существует эффективных методов. Скрининг рака полости рта не доказал преимуществ в продолжительности жизни больных.

РШМ — первичное тестирование на ВПЧ обсуждается. Хотя есть и минусы системы – ложноположительные результаты, ошибки в диагнозах, — скрининг ЗНО спасает 10-12 лет жизни, позволяет снизить затраты системы здравоохранения на лечение и улучшает качество жизни. Эксперт также отметил, что РФ приглашена к участию в программе ВОЗ «Скрининг на 5 континентах».

Далее сообщение на тему «Технология для жизни. Вертикально интегрированная медицинская информационная система по профилю «Онкология» представила эксперт «Национального центра информатизации» Гульназ Зиннятулловна Альмухаметова.

Докладчик рассказала о ходе внедрения и интеграции информационных систем в работу онкологических диспансеров. Создаваемая в приоритетном порядке, вертикально интегрированная медицинская информационная система («ВИМИС»)  встраивается в существующие МИС и планирует использовать, в том числе, данные существующих пациентских  регистров. ВИМИС имеет 13 основных подсистем, она не заменяет существующие системы, если они соответствуют концепции и требованиям ВИМИС. Со временем, все МО, оказывающие данный профиль помощи, должны быть интегрированы и подключены.

После перерыва участники совещания ознакомились с наилучшими существующими практиками региональных онкологических служб, представленными коллегами.

Главный онколог Министерства здравоохранения Самарской области, главный врач ГБУЗ «Самарский областной клинический онкологический диспансер» Андрей Евгеньевич Орлов поделился опытом своего региона в организации реабилитационных мероприятий для онкологических пациентов.

По словам спикера, существующий уровень оснащенности и кадровой обеспеченности не позволяет онкологическим диспансерам сокращать сроки госпитализации пациента после радикального лечения. Важно при организации инфраструктуры реабилитационного подразделения  соблюдать принципы и этапность реабилитационных мероприятий и локальные клинические протоколы, иметь базу и специалистов, предусмотреть тарифы оплаты медицинских услуг.
Первый этап реабилитации – проводится с первого послеоперационного дня непосредственно в палате,
Второй этап – на текущий момент не организован в СООД.
Третий – назначается после определения возможных противопоказаний.
Потребность во втором этапе реабилитации – имеют 15% около онкологических больных, в третьем — 40%. ЦАОП смогут также оказывать данный вид помощи. Третий этап реабилитации, кроме того, возможно организовать в санаториях.

Вопросы оказания онкологической помощи
в Тамбовской области осветил Андрей Андреевич Иванников, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ «Тамбовский областной онкологический клинический диспансер», главный онколог Тамбовской области.

Андрей Андреевич рассказал собравшимся о предпосылках значительного снижения смертности от ЗНО в Тамбовской области за 10 лет ( 27,7%), среди которых:

  1. Проведение массивной информационно-коммуникационной кампании, информирование и мотивация населения к прохождению скрининговых исследований,
  2. Высокоэффективная скрининговая программа, проведение централизованных исследований, охват которых – не менее 60% населения (скрининг РШМ и КРР). Внедрение единой централизованной модели проведения скрининга РШМ обеспечила выявление более 40 тыс. предраковых заболеваний шейки матки, не требующих постановки онкологического диагноза.
  3. Использование, в Тамбовской области, на данный момент для противоопухолевого лечения 500 схем лечения.

Кроме того, как отметил спикер, объемы ВМП для лечение ЗНО увеличились в 12 раз.

Опыт Волгоградской области в развитии онкологической службы озвучила Надежда Витальевна Коваленко, главный онколог Комитета здравоохранения Волгоградской области, главный врач ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер».

Первые успехи ЦАОП на базе Волгоградской областной больницы №1, как отметила Надежда Витальевна, позволили обеспечить:

  1. Проработанная нормативная база,
  2. Построение четкой схемы маршрутизации пациентов ПОК – ЦАОП -Онкологический диспансер,
  3. Оснащение ЦАОП оборудованием за счет областного бюджета, существенные финансовые и временные затраты,
  4. Внедрение ИАС, колл-центра, единого цифрового контура онкологической службы.

Проблемы и достижения в онкологической службе Краснодарского края представил Роман Алексеевич Мурашко, главный онколог Министерства здравоохранения Краснодарского края, главный врач ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер №1».

Спикер выделил следующие особенности: население Краснодарского края составляет более 5 млн. человек, по неофициальным данным — более 6 млн.; в 2019 году было создано 11 ЦАОП, на что было направлено 445 млн. рублей Краевого бюджета – в основном, на оснащение необходимым оборудованием. Кроме того, в настоящее время полностью обеспечена потребность в лекарственном противоопухолевом лечении, оплачиваемое по КСГ стоимостью от 10 до 556 тыс. рублей.

Сформирован и работает Координационный центр по проведению лечения в условиях ЦАОП, обеспечивающий подтверждение показаний, контроль лечения, проведение консилиумов в ОД. Создана инфраструктура для проведения ИГХ и молекулярно-генетических исследований биоматериала на базе КДЛ ОД. Продолжается информатизация службы, внедряется единая информационная система, хотя пока и с некоторыми сложностями.

В заключение программы рабочего совещания выступил с докладом об информатизации онкологической службы Свердловской области Владимир Геннадьевич Елишев, главный  онколог Министерства здравоохранения Свердловской области, главный врач ГБУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер».

Как отметил Владимир Геннадьевич, в Свердловской области одним из приоритетов было создание единой ИАС по контролю маршрута пациента с подозрением на ЗНО. В настоящее время – это признанный лучший российский опыт. Показатель впервые выявленных случаев ЗНО значительно вырос, одновременно, появилась возможность оспорить и обсудить все случаи посмертных диагнозов.

Формирование реестра счетов на оплату медицинской помощи, как отметил спикер,  должно идти из МИС не отдельным направлением, в таком случае,  можно обеспечить высокую оперативность и достоверность данных.

В настоящее время Свердловская область является пилотным регионом и поддерживает развитие ВИМИС. Региональная ИАС «ОНКОР» обеспечивает системы контроля качества и соблюдения сроков начала лечения, с ее постепенным развитием и внедрением в МО отмечается снижение количества других систем. На данный момент с «ОНКОР» не интегрирован лишь Реестр счетов ФОМС.

Новое направление для системы оказания онкологической помощи в Свердловской области  — формирование предраковых регистров по принципу индивидуального учета больных.  В перспективе, ожидается автоматизация процессов учета остатков и   планирования количества лекарств, цифровизация медицинских изображений, ПАКС.

При поддержке:

При информационной поддержке:

127254, г. Москва, ул. Руставели, д.10, корп.2, офис 14

Тел/факс +7 (499) 130-17-31

2018 © Copyright - Агентство содействия развитию здравоохранения
contact@sodzdrav.ru